Author Topic: Окно в мир ребенка с рождения до взросления  (Read 9918 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
Многие взрослые на удивление часто ведут себя как дети. Одни обижаются и играют в "молчанку", другие бунтуют на пустом месте как подростки, а третьи и вовсе спасаются бегством в критических ситуациях и стараются забыться под одеяло.
Так происходит потому, что мы не сдали или не не выучили определённые уроки.

Младенчество (0-18 месяцев)
Получение эмоционального опыта от соприкосновения реальностью.
Задача: дать ощущение безопасности мира.

Очень важно, чтобы оба родителя произносили следующие поддерживающие убеждения и заодно сами держали их в уме: 
- Я рад, что ты живешь 
- Ты принадлежишь этому миру, и я рад, что ты - это ты 
- Твои потребности важны для меня 

Путешествие от 18 месяцев до 3х лет
Просыпается исследователь два противоречивых чувства: любопытство и неуверенность. 
Задача: развитие самостоятельности и воли, умение браться за новые дела и добиваться своего.

Ребенку сейчас нужно слышать следующее: 
- Ты можешь исследовать 
- Ты можешь проверять границы 
- Ты можешь злиться, но я не позволю тебе себя ранить 
- Ты можешь просить о помощи, и я тебе с удовольствием помогу 
И побольше душевных, теплых объятий! 

"Осторожно, трехлетка" или "Я сам"! (3-5 лет)
Осознание своего "Я",личности, отдельной от родителей.
Его задача сейчас: развитие инициативности и целеустремленности. 
Травмы периода 3-5 лет ведут к развитию чувства вины, страха порицания и заторможенности

В этом возрасте стоит избегать прямой критики и подавления его желания самостоятельности. Корректировать его действия можно только с помощью игры, отвлечения внимания и сказок. Другими словами, если вы хотите, чтоб он убрал комнату, превратите это в игру. 

Ваша фантазия и его послушание сейчас находятся в прямой зависимости друг от друга. 

Первоклашки (6-11 лет)
Любопытство и желание общаться. 
Задача: развитие предприимчивости, компетентности и умелости. 
Травмы этого периода приводят к развитию чувства неполноценности и инертности.
Ему нужен интерес и ощущение счастья. Чувство достигнутого результата. Главное сейчас, чтобы он почувствовал, что он молодец. Ищите возможности похвалить его. 

Будет хорошо, если ребенок будет слышать в свой адрес следующее: 
- Ты можешь думать прежде, чем сказать "да" или "нет" 
- Ты можешь учиться на своих ошибках 
- Ты можешь найти свой собственный способ что-то делать 
- Я люблю тебя, даже когда мы разные и мне нравится расти вместе с тобой. 

Подростки. (11-18 лет)
это мост между детством и взрослой жизнью. Противоречия. Он становится очень ранимым и чувствительным внутри, но грубым снаружи. Хочет самоутвердиться, но не знает как.

Его урок сейчас: изучение идентичности, познание себя: "Кто я в этой жизни?". Дети, с успехом прошедшие этот период, знают, что такое верность людям и идеалам. 

Травмы подросткового периода приводят к негативизму, протестному поведению или застенчивости и конформизму. Другими словами они либо в любой ситуации будут стараться выделиться и доказать свою особенность, либо, наоборот, заживут по общественному шаблону, не способные найти применение своим талантам и склонностям. 

В психологии есть такие понятия как "я - сообщение" и "ты - сообщение". Вот пример этих двух сообщений: 
1. У меня сердце болит из-за твоих опозданий! 
2. Я человек впечатлительный и очень беспокоюсь, когда ты задерживаешься из школы! 
На первый взгляд, они мало отличаются друг от друга. Но в первом случае мама переносит ответственность за свои чувства на ребенка, а во втором делится с ним своей проблемой. 
Часто родители боятся показать ребенку, что они в чем-то несовершенны, слабы. Но, отчаянно отстаивая свое старшинство, они теряют главное - их доверие. Важно уметь выстраивать дружеские отношения. 

Offline Певчая птица

  • Консультант
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 5686
  • Статус: +55/-1
  • Катя, г. Киев
У меня нет детей, но я позволю себе высказаться. Мне не совсем по душе поданное здесь как единственно правильное выражение "ты можешь...". Оно подразумевает, что ребенок потенциально может это сделать, но его ничто не стимулирует делать это реально. Ну, могу - и ладно. Могу, но не хочу.

Мне кажется, вместо "ты можешь исследовать/просить о помощи/думать/учиться и т.д." правильнее было бы "исследуй! проси! думай! учись!" - или, если в этом превалирует родительский диктат, тогда сказать так: "ты умеешь то-то и то-то, пробуй!" Попробуй подумать, прежде чем сделать. Попробуй попросить помощи, елси она тебе нужна. Попробуй найти собственный способ решения. и т.д.
Я ВАМ РАДА!
Мой дневник

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
Конечно, есть разные способы помочь ребенку пройти следующий этап развития. Здесь скорее представлен один из.... Просто слово "можешь" помогает ребенку преодолеть страх перед несовершенством, скованность перед новым делом, это такой переходный этап. Когда ребенок изменяется и подростает, родители рассказывают ему, какой он, что хорошо, что плохо. Таким образом ребенок формирует представление о себе, о мире, о том что хорошо, а что плохо. И именно слово "можешь" является сигналом к тому, что ребенок уже созрел и приобрел некоторую способность.

Offline Марина

  • skype alsooo
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 2598
  • Статус: +2/-0
Ох, как все это сложно.... Такие маленькие, а я уже по уши виновата, что и на том этапе не так юыло, и на этом  не эдак ....  :1979480: А потому что сама подростковый возраст ( а может и младше никак не переползу).
"Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в другом." Конфуций

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
Я как опытный ребенок знаю, что как бы родители не старались сделать все как можно лучше и для блага ребенка, все равно ребенок недоволен.

Offline Марина

  • skype alsooo
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 2598
  • Статус: +2/-0
"Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в другом." Конфуций

Offline Svetлана

  • г. Петрозаводск
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 963
  • Статус: +0/-0
Многие взрослые на удивление часто ведут себя как дети. Одни обижаются и играют в "молчанку", другие бунтуют на пустом месте как подростки, а третьи и вовсе спасаются бегством в критических ситуациях и стараются забыться под одеяло.
Так происходит потому, что мы не сдали или не не выучили определённые уроки.


А продолжение будет? Или это вводная часть по психологии детей.


Подростки. (11-18 лет)
это мост между детством и взрослой жизнью. Противоречия. Он становится очень ранимым и чувствительным внутри, но грубым снаружи. Хочет самоутвердиться, но не знает как.

Его урок сейчас: изучение идентичности, познание себя: "Кто я в этой жизни?". Дети, с успехом прошедшие этот период, знают, что такое верность людям и идеалам. 

Травмы подросткового периода приводят к негативизму, протестному поведению или застенчивости и конформизму. Другими словами они либо в любой ситуации будут стараться выделиться и доказать свою особенность, либо, наоборот, заживут по общественному шаблону, не способные найти применение своим талантам и склонностям. 

В психологии есть такие понятия как "я - сообщение" и "ты - сообщение". Вот пример этих двух сообщений: 
1. У меня сердце болит из-за твоих опозданий! 
2. Я человек впечатлительный и очень беспокоюсь, когда ты задерживаешься из школы! 
На первый взгляд, они мало отличаются друг от друга. Но в первом случае мама переносит ответственность за свои чувства на ребенка, а во втором делится с ним своей проблемой. 
Часто родители боятся показать ребенку, что они в чем-то несовершенны, слабы. Но, отчаянно отстаивая свое старшинство, они теряют главное - их доверие. Важно уметь выстраивать дружеские отношения. 


И как бы выработать привычку правильно мысль излагать? Этот способ и со взрослыми хорош. Только в пылу или суете забываешь.
« Last Edit: 28.10. 2011, 13:29:20 by Svetлана »

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
Про продолжение, если честно,  не думала. Но можно подумать, задавайте вопросы, попробую на них ответить.

И как бы выработать привычку правильно мысль излагать? Этот способ и со взрослыми хорош. Только в пылу или суете забываешь.


Светлана, это вопрос тренировок. Первые тренировки мы осваиваем в семье, потом дальнейшие тренера, встречаемые в жизни дополняют этот опыт. Вопрос весь в том, у кого вы будете тренироваться.

Offline Svetлана

  • г. Петрозаводск
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 963
  • Статус: +0/-0
Спасибо, Ольга.
То есть если какое то время себя контролировать, войдет в привычку сначала дома, а потом и с остальными на автомате будешь "позитивно" или "правильно" мысли высказывать. Или Вы имели ввиду, что нужен тренер-профи для корректировки поведения и мыслей?
Многие взрослые на удивление часто ведут себя как дети. Одни обижаются и играют в "молчанку", другие бунтуют на пустом месте как подростки, а третьи и вовсе спасаются бегством в критических ситуациях и стараются забыться под одеяло.
Так происходит потому, что мы не сдали или не не выучили определённые уроки.


Наверное если у себя находишь подобное поведение, то нужно к Вам записаться и попытаться выучить и сдать уроки?
« Last Edit: 28.10. 2011, 16:59:41 by Svetлана »

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
Не могу сказать однозначно, профи нужен или нет. Дело в том, что разные люди решают этот вопрос по разному, кто то ходит к психологу, кто то в семье получил нужный опыт, кто то ввязывается в какие то жизненные ситуации, где приходится быстро учиться. Ко мне как к профессионалу обращаются люди с проблемами во взаимоотношениях и взаимопонимании. Как правило, одной из составляющей проблемы, является некорректное обращение друг к другу. Подобное обращение вызывает злость, сопротивление и многое другое, что в последствием становится камнем преткновения.

И еще, думаю, что слова являются следствием мыслей, поэтому начинать надо с них.

Offline Svetлана

  • г. Петрозаводск
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 963
  • Статус: +0/-0
Ольга, я не рассчитывала на такой быстрый ответ и изменила предыдущее сообщение. Посмотрите пожалуйста.

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
 :biggrin: Действительно, сообщение уже другое))))

Скажем так, если обнаруживаются трудности в жизни (в первом посте они названы не выученными уроками и не сданными экзаменами) конечно можно обращаться ко мне. Я могу находиться рядом и поддерживать человека, который рискнул заглянуть в свой детский мир, наполненный не только цветами. Это большой труд встретиться с "не пройденным уроком", осознать его и пережить. Но из своего опыта знаю, что это возможно. У меня много из детства было "не выученных уроков", теперь их на много меньше.

Надеюсь ответила на вопрос, если что, уточняйте.

Offline Svetлана

  • г. Петрозаводск
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 963
  • Статус: +0/-0
 :ax:Спасибо. большое. Буду думать

Offline Марина

  • skype alsooo
  • Профессионал
  • *****
  • Posts: 2598
  • Статус: +2/-0
...детский мир, наполненный не только цветами. ..

мы с мужем вообще выросли в благополучных семьях, где нас очень любили и при этом на удивление оба не считаем детство счастливым временем. до сих пор как маленькие радуемся, что взрослым можно делать что угодно и не надо ходить в школу и все такое  :d30: яркие моменты, конечно, есть как у всех, но общее воспоминание о детстве скорее как о трудном времени... :ah: а уж сколько проблем оттуда родом! если бы я с детства верила в Бога имхо все было бы совсем по-другому.... у меня было бы что-то кроме родителей в качестве высшей инстанции уж не говоря о всем остальном. у моей дочки уже есть Бог и молитва, когда ей трудно, даже если со мной ей плохо иногда, она никогда не один на один с проблемой, я надеюсь  :ah:
"Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в другом." Конфуций

Offline Ольга Жданова

  • Психолог
  • Обычные пользователи с ограничением личной переписки
  • *
  • Posts: 164
  • Статус: +0/-0
Да, действительно, в некоторых семьях любят на столько сильно, что дышать трудно.