Если вы бывали в храмах на вечерней службе в Прощеное воскресенье, то там как раз служится так называемый "чин прощения". В конце службы батюшка трижды кладет земные поклоны перед приходом, прося прощения, а потом все прихожане идут по кругу и просят друг у друга прощения. В первые годы, когда я участвовала в этом чине, я чувствовала небольшую неловкость от того, что половину людей просто не знаю, и момент просьбы о прощении у каждого незнакомого казался не совсем искренним. И вот в какой-то год батюшка перед этим чином сказал, что мы просим прощения не конкретно у этой тети или этого дяди, которых видим, может, впервые. В их лице мы просим прощения, во-первых, у Господа, а во-вторых, у всех отсутствующих наших знакомых, родных, близких. И в тот момент я так живо это представила, до меня наконец-то по-настоящему "дошло", и когда шла по храму и просила прощения, мне хотелось, чтобы этот поток людей никогда не кончился, потому что невозможно выплакать все слезы и высказать в полной мере всё раскаяние и желание примириться душой со многими людьми. В прошлом году (наверное, впервые за годы службы в храме) я не пошла на этот чин - по глупости своей, в обиде на батюшку. В этом году пойду обязательно - и буду просить прощения и за тот случай тоже.
Но я помню ощущение, с которым выходишь из храма после этой службы - не сочтите за богохульство, но посильнее причастия будет. Особенная обстановка в храме создает такую атмосферу, что дома одному достичь такого покаянного настроя практически невозможно.
В первые годы "ярого неофитства" я еще и поститься начинала с масленичного четверга, чтобы в Прощеное воскресенье уже исповедаться и причаститься перед постом. Вряд ли возьму на себя этот подвиг в этом году, но на вечернюю пойду, да.