Как-то в монастырской книжной лавке обнаружил брошюру практикующего психолога и священника Игоря Полякова «Вера, психика, здоровье», в которой автор пытается найти ответы на ряд непростых вопросов. Например: почему жизнь человека после воцерковления не всегда меняется к лучшему или как состояние души влияет на нашу веру и здоровье? Более того, как пишет автор, «эта брошюра написана с практической целью: помочь верующему человеку в восстановлении своего здоровья». Несмотря на то, что иерей Игорь Поляков — кандидат богословия, многие аспекты религиозной веры он рассматривает лишь с позиции психологии. По этой причине, думаю, не стоит все изложенное в книге воспринимать как истину в последней инстанции: с чем-то можно и поспорить. Тем не менее, эта по-своему уникальная работа поможет думающему читателю разобраться в себе и выстроить личные отношения с Богом.
В самом начале книги автор задается вопросом: отчего у некоторых людей жизнь после прихода в Церковь остается прежней с ее хроническими тяготами и болезнями? И дает такой ответ: «Причина, как мне представляется, состоит в том, что человек хочет от Бога того, что должен прежде сделать сам, а именно подготовить себя к общению с Богом. Допустим, если плохие отношения в семье, то человек просит: „Господи, сделай так, чтобы всё было хорошо!“ Но „хорошо“ будет тогда, когда человек поймет, почему было плохо, поймет, что и как нужно изменить в себе, а главное, захочет этих изменений. Тогда придет помощь от Бога...» И далее автор пишет, что человеку нужно взять ответственность на себя и не «приставать» к Богу с тем, что мы должны сделать сами. Таким образом, батюшка-психолог подводит нас к разговору о психике и ее влиянии на тело человека.
По словам автора, психика нужна человеку для восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Психика перекодирует воздействия внешнего мира в определенные образы или представления. Совокупность этих образов создает психическую реальность, в которой живет человек. Помимо сознания, у нас есть еще и подсознание, а оно в свою очередь тоже воспринимает, перерабатывает и хранит жизненные впечатления, но по-своему. У этой сферы бессознательного своя логика, язык, у подсознания нет «прошлого» и «будущего», оно живет только в настоящем времени. Именно поэтому душевные травмы далекого детства могут оказывать влияние на поведение взрослого человека, причем достаточно большое. Однако оно редко осознается самим человеком. «Тело человека управляется нашей психикой, можно сказать, от того, как психика „относится“ к телу... зависит здоровье человека». Более того, отношение индивида к самому себе является той призмой, через которую человек смотрит на себя, на других, на окружающий мир.
По мнению отца Игоря, детские психологические травмы негативно влияют не только на дальнейшую семейную, профессиональную жизнь человека, но и на его здоровье. «Если окружающая семейная среда некомфортна и вызывает тревогу у ребенка, то в психике может сложиться представление о самом себе как о плохом человеке, который заслуживает постоянных наказаний... В этом случае человек будет организовывать свою жизнь в соответствии со своим глубинным, может быть неосознанным убеждением. Обстоятельства внешней жизни должны соответствовать внутреннему ощущению самого себя. И в этом случае человек будет отказываться от благополучной семьи, интересной работы и хорошего здоровья, вовлекая себя в разнообразные заболевания и жизненные конфликты. Причем все это делается неосознанно...» Как бы парадоксально это ни звучало, но нередко болеть бывает выгодно самому человеку. А корни такого психологического феномена, как правило, кроются в детстве: когда ребенку не хватает внимания и любви, он пытается получить это через болезнь. Многие дети, чтобы не ходить в школу или детский сад, накликивают на себя болезни. Потом этот опыт они переносят и во взрослую жизнь. Разве будет такой человек здоровым, если на самом деле ему выгоднее болеть?..
Психическое состояние человека не только напрямую связано с физическим, но и весьма сильно влияет на него. Например, я знал одного школьника с богатым воображением, который, чтобы прогулять урок, мог за несколько минут поднять температуру своего тела с 36,6 до 37,2 (всего лишь ярко представив себя бегущим в гору в летний зной).
Считается, что 70% всех заболеваний, известных современной медицине, можно смело отнести к категории психосоматических, то есть вызванных психическими или эмоциональными причинами. Наиболее распространенные из них: бронхиальная астма, вегето-сосудистая дистония, язва желудка, гипертония, мигрень, сахарный диабет, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз и т. д. А значит, лечить психосоматические заболевания лишь таблетками — малоэффективно, ибо прежде необходимо устранить причины недуга. «Человек един, и противопоставление нашей психики, души — нашему телу очень условно». Например, автор считает, что заболевания опорно-двигательного аппарата часто связаны с психологической негибкостью, неприятием чего-то в жизни. Разумеется, он потом оговаривается, что всегда требуется индивидуальный подход...
Вообще психологи выделяют несколько основных причин психосоматических заболеваний. Во-первых, внутренний конфликт. Во-вторых, мотивация или условная выгода болезни. В-третьих, внушение другим человеком. Как говорит священник Александр Ильяшенко, «если жена постоянно внушает мужу, что он неудачник, он достаточно быстро таковым становится». В-четвертых, самонаказание (неосознанное) через болезни и травмы. В-пятых, негативный детский опыт.
В книге приводятся тесты и упражнения, помогающие человеку разобраться в себе. Но для верующего главное другое: автор считает, что вера у каждого христианина имеет свои индивидуальные особенности, обусловленные жизненным опытом человека. Иначе говоря, несмотря на то, что все мы — православные, у каждого свое христианство, сокровенное, внутреннее, часто даже невыразимое словами. «Мы можем произносить по поводу Бога одни и те же слова из катехизиса, но на глубинно-психологическом, целостном уровне эти представления о Боге могут быть совершенно различны», — подметил отец Игорь. «Представим, что ребенок рос в условиях жесткого обращения со стороны родителей, был лишен любви, ласки, заботы. Душа такого ребенка научилась только бояться... Поскольку психика, душевный строй человека, представляет собой целостное образование, то и отношение к Богу такого человека будет настороженным, недоверяющим. Богу будет очень сложно помочь такому человеку, поскольку сам человек не доверяет вообще, насторожен и постоянно ждет скорее наказания, чем милости. Такой человек будет представлять Бога контролирующим, жестким, немилосердно карающим. А если в душе у человека „живет“ образ такого Бога, то именно такой образ и будет соответствующе и действовать на человека, постоянно наказывая его болезнями и несчастьями. А человек будет думать, что „так мне и надо, так Бог ко мне относится“. Милосердие Божие будет искажаться неправильным внутренним представлением о Боге». Интересная мысль: во всех своих бедах и нестроениях виноват только сам человек, а не Бог. Человек сам придумывает разные мифологемы, которые разрушают его. Священник Игорь Поляков пишет: «Наше представление о Боге влияет на нашу жизнь, в том числе и на наше здоровье. Если человек все время ждет от Бога наказания, причем не важно — обоснованного или нет, то эти наказания будут неизбежно происходить в его жизни. И это будет происходить не потому, что так хочет Бог, а потому что так устроена наша психика. Чаще всего эти наказания приходят в форме болезней, особенно хронических, так как именно хронические болезни во многом поддерживаются внутренним психологическим состоянием. Изменение психологического настроя, прежде всего, — отношение к Богу, приводят к восстановлению здоровья и улучшению жизни в целом. В этом случае человек уже не мешает Богу помогать себе». «Не мешай Богу помогать себе» — великолепная мысль! Запомним и пойдем дальше.
Автор пишет, что с психологической точки зрения хронические заболевания вызваны, в первую очередь, нарушениями в наших мыслях, что приводит к сбою в работе иммунной и эндокринной систем, связанному с нашими убеждениями. Значит, «изменение образа жизни, изменение отношения к себе и к окружающему миру, а главное, правильное восприятие Бога могут творить чудеса. Глубокое, искреннее восприятие Иисуса Христа как нашего Спасителя способно исцелить не только человека, но и весь мир. Если в душе верующего человека будут постоянно звучать слова Господа: „...радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна“ (Ин. 15:11), то такой человек будет здоров, будут здоровы и его близкие!»
Есть и еще одна глубокая мысль, высказанная священником-психологом. Попробую передать ее своими словами: неврозу подвержены те, кто боится (или не хочет) принимать правду о самом себе. Вот уж точно: лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Возможно, для кого-то горькой пилюлей будет услышать распространенное в православной среде мнение о психологии — духовному, глубоко верующему человеку она не нужна... Духовному, конечно, не нужна. Каждому — свое, у всех своя мера веры. Однако прежде, чем обожиться, надо очеловечиться. Как здесь не прислушаться к словам психолога и священника Игоря Полякова:
«Если пастырь может помочь человеку, находящемуся в страданиях, получить опыт близости, открытости, искренности с Богом, доверия к Нему, встречу с Ним — это будет гораздо эффективнее любой психотерапии. Это моментальный прорыв в другое измерение, другое состояние. Можно сказать — восстановление всех сил душевного организма человека, но это теоретически. Практически же это может осуществить лишь священник, который сам умеет БЫТЬ с Богом. Такому пастырю достаточно просто побыть рядом с человеком, чтобы сообщить, передать ему нужное состояние. Тогда действительно происходит просветление, исцеление. Но часты ли такие случаи в современной церковной практике?»
Апостол Павел сказал: «не духовное прежде, а душевное...» (1Кор. 15, 46). Однако без Христа мы не можем делать ничего. Лишь уповая на помощь Господа, можно правильно разобраться в своей душе и увидеть в себе то, что мешает Богу помогать нам.
Автор - Андрей Сигутин